Родословная

Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских князей - в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии.

Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков

"Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения.
Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка
Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири."

Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.

А ведь именно в 11 веке Атаманов помещает начало Арского княжества.
В. Е. Владыкин и М. В. Гришкина предполагают, что арские князья (ары, аряне — булгаро-татарское наименование удмуртов) были по своему происхождению южными удмуртами, в золотоордынское, а, возможно, и в булгарское время в качестве выделившейся патриархально-родовой верхушки прошли этап мусульмамизации и усвоили язык господствующего татарского этноса. В силу исторических обстоятельств часть из них вместе с подвластными южными удмуртами-арянами и родственной им группой населения левобережья Волги, которую источники называют «чувашой», а позднее — «бесермянами», оказались на Вятке 4.

В 1489 г. Вятская земля окончательно вошла в состав Великого княжества Московского, аряне были приведены к «роте». Арские князья вместе с русской феодальной верхушкой были выведены в Москву. Но, очевидно, великокняжеская власть предпочла использовать в своих интересах их влияние на коренное нерусское население, поэтому вскоре Иван III «арських князей пожаловал, отпустил их в свою землю»

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Станислав, а какой финальный субклад вам определили  по y и по мито? И как далеко аы знаете свою прямую мужскую родословную, сколько поколений?

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

100 процентное секвенирование генома было . На сайте YFull мой субклад вот - N-FT256675FT256675 * FT256594 * FT256390+2 SNPsformed 1050 ybp, TMRCA 700 ybp (700 лет назад общий предок с другим удмуртом)

общий с потомками каринских князей удмуртом и бесермянином у нас вот этот - N-Y64530Y64530 * Y69539 * Y74371+6 SNPsformed 1450 ybp, TMRCA 1050 ybp (1050 лет назад общий предок со всеми в субкладе)

Я его ещё с одним удмурто-происходящим делю а выше нас строчкой бесермянин находится, а ниже уже потомки каринских князей из разных фамилий. Выходит в 11 веке был кто-то отцом основателем для линии разошедшейся по трём народам. А это было явно до Кара-бека (легендарного основателя Каринских князей из 15 века). Пытались предполагать что мы уже потомки каринских татарских князей , но родство уходящее в 11 век это явно опровергает, тем более с другим удмуртским результатом общий предок 700 лет назад жил, что говорит о старине этой ветки среди удмуртов.

Да и более дальняя родня у нас это пермяки и ханты с манси. В книге генеология татарского народа написали что это был знатный и большой род местного происхождения во времена Волжской Булгарии кочевавший по Южному Уралу. Ну а Волков Владимир написал , что скорее всего мы все - потомки княжеской династии из Сибири. С сибирским происхождением и Максут Акчурин согласился.

Благодаря сайту Родная Вятка проследил своих предков до самого начала деревни Луза Ярского района , до основателей Лузы (Сизминской)- потомков Афанасия из Усть-Лекмы, по Усть-Лекме дошёл до Салтыка (на стыке 16-17 веков). Бесермянин из нашей ветки написал, что своих предков тоже до 16 века знает.

Ну а по матери у меня марийцы из этой ветки I1a1aG9053Aformed 1100 ybp, TMRCA 650 ybp

Родня это Восточная Европа с большинством финнов и поляков , забавно что 650 лет назад жила общая прародительница ветки не так уж и давно.

Аватар пользователя Сильвер

Ввм бы протестировать пару троюродных-пятиюродных родственников по мужской линии на бигигрек, в идеале... а сколько у вас приватных мутаций по отношению к удмурту (общий предок 700 лет назад) и до общего вашего предка с ним, жившего 1100 лет назад? В первом случае 5, во втором - 8? Или в каждом случае в два раза больше, где-то 10 и 15? Интересно.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

От деда я один остался по мужской линии , ну ещё сын мой, а такую дальнюю родню и не знаю. А с удмуртом наша ветка помолодела, как и родство с Каринскими князьями - теперь 950 лет ветке с удмуртом и общему предку с каринскими князьями и мной тоже 950 лет. А общий предок с удмуртом так и остался на 700 лет назад. 

Эта ветка с потомками князей наша - N-Y64530Y69539 * Y64530 * Y74371+5 SNPsformed 1450 ybp, TMRCA 950 ybpinfo 8 общих снипов

А это ветка с удмуртом - N-FT256675FT256390 * FT256594 * FT256675+3 SNPsformed 950 ybp, TMRCA 700 ybpinfo 6 общих снипов

Аватар пользователя skygrad

По версии Верещагина (которой я придерживаюсь) татаро-булгарский князь Ентяк пришел на Вятку с людьми (чувашами-бесерменами?) в самом конце 14 века после разгрома Булгарского княжения московским войском. В его окружении наверняка были родственники, в том числе, дальние по мужской линии. Но возможен и другой вариант. Известно, что князья практиковали право первой брачной ночи в подчиненному им населению Карино. В любом случае, метисация с местным населением происходила. Надо искать вашего предка в описях начала 17 века по Каринской волости, вотина или бесерменина. Это может прояснить ситуацию. Вообще, очень много каринцев крестились, расселялись по округе и со временем стали русскими. Некоторые сохранили фамилии схожие с каринскими.

По материнской линии 650 лет назад как раз подходит к событиям конца 14 века - переселение князя Ентяка с Волги на Вятку. Одна из его жен могла быть из рода горных мари, потомки которых, впрочем, могли быть и среди вятского населения (вотины - северные праудмурты). 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

не может быть права первой брачной ночи - в 11 веке (когда с ними разошлись)не было ещё татар в этих местах (а род по генам местный не пришлый). Предок с рубежа 16-17 века Салтык из Усть-Лекмы. А булгарами не можем быть потому что более древняя родня по игрек хромосоме это пермяки и ханты и манси тюрок нет рядом (выходит скорее - угры мы что и Волков подтверждает и татарские исследователи пишущие что тюркская идея происхождения рода не подтвердилась , а род старинный и местный).

 

Лично я думаю, что мы потомки - Чепецкой культуры (создатели Иднакара) - Кузьминский могильник находится рядом с деревней деда. Хорошо было бы их днк изучить. 11 век как-раз.

Ну и кроме того сами Каринские князья оказались разными по происхождению - если большинство фамилий родственны со мной, то Яушевы обладают другим гаплотипом. Этот Ентяк может быть предком Яушевых например.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Вот тут про самого старого известного мне предка , этот Идусай брат одного из предков а их дед Салтык выходит моим самым древним из известных. Ещё забавно то , что по  секвенированию генома у меня ген долгожительства есть тоже - 

Верхочепетской Отятской нижней доли Еловской стороны, в деревне Усть Лекомской, л.838об,

среди умерших встретился "долгожитель" Идусай Максимов сын Салтыков, умер в 1723г., возраст по первой ревизии - 102 года.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Если это этот Ентяк то он не может быть нашим предком, у Чингизидов совсем другие гаплогруппы. Но и предком Яушевых быть тоже не может.

Ентяк - царевич-чингизид. В сентябре-октябре 1399 года “князь Семен Дмитриевич Суздальский прииде ратью ко Новгороду Нижнему, а с ним царевич Ентяк с тысячью татар”. Войска князя Семена и ордынцы осадили Нижний Новгород. В городе было три воеводы московского князя: Владимир Данилович Красный Снабдя, Григорий Владимирович Холопище и Иван Лихорь. В течение трех дней ордынцы оставались под стенами города и “много людей от стрел паде”. Однако сил для штурма явно не хватало. Тогда они пошли на хитрость: было заключено ложное перемирие. Князь Семен, как и в 1382 г. под Москвой, выступил посредником в переговорах. 25 октября татары ворвались в Нижний Новгород, разграбили его и “быша ту две недели”. Затем войска покинули пределы княжества. Получив сведения о случившимся, великий князь Василий послал “брата своего князя Юрья Дмитриевич, а с ним и старейших бояр и силу многу”. Русские войска взяли города Булгар, Жукотин (Джакетау), Казань, Кременчуг “и прибыша тамо три месяца, воююще и пленяюще землю их”. “Никто же не помнит, (чтобы) толь долече воевала Русь татарскую землю”. Вероятно, Ентяк являлся владельцем Булгарского улуса. В 1403 году Ентяк посол хана Шадибека к великому князю Василию Дмитриевичу. В Москве оклеветал служилого татарина Микулу.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Дочерняя ветвь N-P43>Y3195>Y3185>VL97>Y43825 объединяет татар Заказанья: д. Новый Шимбер Атнинского р-на РТ; татар Западного Закамья: д. Новое Узеево Аксубаевского р-на РТ, с. Старое Алпарово Алькеевского р-на РТ, д. Ертуганово Старомайнского р-на Ульяновской обл.; тептярей Зауралья: с. Сафарово Учалинского р-на РБ. Полный секвенс Big Y показал, что расчетный возраст общего предка образца из Нового Шимбера и образца из с. Старое Алпарово составляет 1700 лет (в диапазоне 2300–1150 лет) 80. Данный субклад выявлен у других народов Поволжья, в частности, марийцев и чуваш, а также у русских Пермского края. С большой степенью вероятности происходит от автохтонных племен, существовавших на данной территории в ранний доболгарский период. 3.2.2. Субклад N-P43>Y3195 (Y3185-) Основные подветви разделились, видимо, еще в Сибири. Так, в дочерних подветвях субклада N-P43>Y3195>Y23785 на древе YFull расположены научные образцы представителей манси (Свердловская обл.), хантов, в ветвях присутствуют выходцы из Пермского края. В эту группу попадает ряд татарских образцов из Заказанья из д. Бурнак и Сардыган Балтасинского р-на РТ. Вероятно, к субкладу N-P43> Y3195>Y23785 принадлежат образцы из Восточного Предкамья: д. Рысево Агрызского р-на; Восточного Закамья: д. Каракашлы Ютазинского р-на РТ. Отдельной и весьма многочисленной ветвью является N-P43> Y3195>Y23785>Y24382>B226. Кроме татар и удмуртов N-B226 также найден у алеутов Камчатского края – усредненный возраст до общего предка в диапазоне 1950–1100 лет. Данный факт может свидетельствовать о миграции предков в Поволжье из Сибири и не ранее указанного периода. Является родительским по отношению к линии потомков легендарного Кара бека – каринским князьям.

Родительские линии обнаружены только на территории России, на Урале и Сибири, поэтому пока можно отклонить версии об анатолийском происхождении рода. Отсылки в родословных росписях к Крыму, Причерноморью или г. Эрзуруму могут быть связаны с более поздней историей клана, когда его представителям в период Золотой Орды приходилось отправляться с военными походами или же по каким-то иным причинам мигрировать по территории Дешт-и-Кипчака. Очевидно, что это был большой знатный род еще со времен домонгольской Волжской Болгарии, кочевавший на пространствах Южного Урала и Закамья. Впоследствии был интегрирован в элиту Джучиева улуса, а после его распада перешел на службу к Великим московским князьям.

М.М. Акчурин, О.О. Владимиров, Р.Р. Салихов, Р.С. Хакимов
Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы
Казань. Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
2021

http://xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/libraries?utf8=%E2%9C%93&search=%D0%93%...

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

если что то это мне известный историк-генеолог Владимир Волков написал, который занимается проэктом Рюриковичи исследованием ДНК этого рода, его видео много на Ютубе.

Но если учесть наше родство с каринцами в 11 веке мы по древности почти не уступим Рюриковичам.

"Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения.
Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка
Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири."

Да и историк Максут Акчурин (занимающийся татарскими родословными и днк) стоит на мнении нашей сибирскости. Правда сказал что у него есть свои идеи по поводу того кем был и когда жил Кара-бек (жалко пока он их не озвучил).

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Про погружение в дебри генеалогии.

Человек с которым общий субклад оформился, сказали про него что тоже удмуртское происхождение имеет и даже предсказали, что будет общий предок в районе 200 лет. Я обрадовался хотелось сверить родословные. Свою линию отследил практически до 16 века по ревизским сказкам но с разрывом в районе принятия фамилий в 1740-е, думал или добью этот разрыв или наоборот расскажу что сам знаю. Получился же сюрприз - 700 лет до общего предка. Чтож придётся других удмуртов из нашей линии ждать, зато познакомился с бессермянином который был из более старшей линии к нам и который по его словам знает предков до 16 века, что меня и подвигло на подъём ревизских сказок по деревне предков, благо и метрики и ревизские есть в интернете. Большим сюрпризом оказалось, что разговоры с роднёй застольные подтвердились и в метриках и в ревизских сказках. Ну и параллельная линия совпаденцев - потомки Кара бека и потомки Арских Каринских князей заинтересовали у них интересные шежере сохранились , в чём-то фантастичные - Македонский, Сократ , Осман , Джучи, но есть и более реальные люди как Кара Бек и Бачман например. С ними общий предок в районе 1050 лет назад. Очень хотелось своим результатам доказать гипотезу об удмуртском происхождении Каринских князей, но специалисты пока убеждают в Сибирской прародине.
А ещё прямо анекдот - сын должен был в день рождения Македонского родиться и я решил его в честь него и назвать, а сейчас читаю он проскакивает в шежере Каринских князей как их предок , вот такая любовь к историческому персонажу вшитая в ДНК . Но сын сюрприз устроил и родился в день рождения Цезаря, а тот у меня вообще любимейший исторический персонаж, но уже оставили Александр.

 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

За то время, что проблема, связанная с обстоятельствами появления каринских арских князей на Вятке, находится в поле зрения исследователей, было предложено множество самых различных вариантов ее решения. В князьях видели потомков неких ранних тюрок, появившихся на р. Чепце еще в добулгарскую (sic!) эпоху [5]; предполагалось, особенно в связи с обнаружением в д. Гордино (удм. Гурьякар, тат. Гурья-кала) современного Глазовского р-на Удмуртии мусульманской эпитафии 1323 г. [6], содержащей булгарские лексемы, что предки летописных князей были либо булгарскими купцами, либо представителями булгарской власти на зависимых территориях [7]; рассматривали князей и как выходцев из Золотой Орды, при этом одни авторы утверждали, что арские князья были пожалованы землями вдоль р. Чепцы во второй четверти XIV в. великим князем Иваном I [8], другие же полагали, что эти князья появились на Вятке в качестве представителей ордынской администрации после похода на нее в 1391 г. войск царевича Бектута [9]; допускалось, что призвать арских князей в пределы своих вятских владений мог суздальский князь Семен Дмитриевич, вознаграждая таким образом их за участие в организованном им совместно с золотоордынским царевичем Ентяком походе на Нижний Новгород в 1399 г. [10]; еще одной, широко распространенной, является версия, связывающая появление в Карино арских князей с экспансией Казанского ханства [11]; наконец, существует мнение, что эти князья, владевшие территориями на которых проживало преимущественно удмуртское население, являлись тюркизированными представителями удмуртской «родо-племенной» верхушки

Аватар пользователя skygrad

Я давно интересуюсь происхождением каринцев попутно с историей Вятки вообще. То что князья имеют различное происхождение высказывал мнение еще лет 16 назад, когда генеалогических проб не было. Сами они считают себя потомками булгарского князя воевавшего еще с татарами. Если это так, то они должны быть потомками легендарного рода Дуло пришедшего в Вост. Европу из Сибири с гуннами в 4 веке. К чингисидам они не имеют прямого отношения. К 11 веку род Дуло размножился, шла борьба за власть в Булгарии разных семей. Изгои оседали на периферии - Сев. Кавказе, Саксине, а также в русских и москво-вятичских землях. Конечным местом их убежища стало Карино. 

Чепца в 14 веке опустела, заселятся стала с низовий от Карино с 15 века. Сначала сюда пришли вытесненные с берегов средней Вятки ушкуйниками северные праудмурты (славяно-вотские метисы по моей версии), а вскоре (1400г.) булгарские и суздальские князья изгои. Первые  поселились в вотском Карино, а вторые - по др. берег Чепцы от устья до Хлынова (которого тогда еще не было). Так как ваш известный предок 17 века носит явные черты выходца из Каринской округи, но княжеского происхождения не имеет, то это бигер - потомок булгарина или бесермена. Учитывая отдаленное родство п общему предку 11 века, это был дальний родственник, которого уже не считали князем. Семья его состояла при дворе князя Ентяка в качестве двора - ближнего окружения. Сюда же относились и потомки иных (не правящих в данный момент) княжеских родов. В конце 16 века положение Каринских князей сильно изменилось, их власть и влияние урезали власти Москвы, люди стали уходить вверх по Чепце и далее.  

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Тут ничего нет о сибирском происхождении о котором говорят генетики и родительская линия идущая от пермяков и хантов (это конкретно угорский и даже самоедский гаплотип) и к нему принадлежит большинство потомков каринцев кроме Яушевых да и про них пишут что у них так-же местная гаплогруппа. Да и откуда вы взяли этого Ентяка (судя по всему Чингизида)? Кара-бек же известен как прародитель, но и про него я думаю что он мифическое лицо - в числе прародителей и Александр Македонский есть и Сократ.

С Дуло нас сближает фальшивка - Джагфар Тарихи не более. У булгаров были другие гаплогруппы, мы угры. В район Чепцы воинственные угорские культуры несколько раз приходили.

Но если бы я был фольк-хисториком. я бы вспомнил что тамга (пус удмуртский) моего рода похожа на тамгу Дуло =)  но у каринцев тамги не похожи

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Забавно что история моих предков и Каринских князей повторилась у Тёмниковских мурз и мокшан.
А вот как объяснили это.
На что ещё следует обратить внимание, это на схожесть татарских гаплотипов J2b c мокшанскими гаплотипами. По этому вопросу можно предложить 2 гипотезы. Первая гипотеза, объясняющая близость гаплотипов - это генетический дрейф между представителями татарского и мокшанского этносов за многовековой период проживания в одном регионе. Вторая гипотеза предполагает, что в домонгольское время предки какой-то части современных мокшан и части современных татар входили в состав одной этнической группы, переселившейся в Поволжье. Впоследствии произошло их разделение.

Но наш общий предок с Арскими ближе по времени жил чем предок мокшан и Темниковских.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

11 век - это время Иднакара и Чепецкой культуры. Рядом с деревней предков как-раз Кузьминский могильник лежит, очень жду исследования днк из него .

Чепе́цкая культу́ра — археологическая культура средневековых поселений, располагавшихся по среднему течению реки Чепцы и её притокам (Северная Удмуртия). Одним из крупнейших центров являлось Солдырское I городище «Иднакар».

Городища в основном мысовые, укреплены рвом и валом, крупнейшие — СолдырскиеКушманскоеДондыкарское. Встречаются также селища и могильники с трупоположениями.

Население вело комплексное хозяйство, сочетавшее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. На высоком уровне находилось косторезное ремесло и металлургия. Чепецкие мастера, как правило, подражали верхнекамскимбулгарским и древнерусским образцам.

Специфический вещевой комплекс культуры включает лепную керамику чашевидных форм с добавлением толчёной раковины, а также изделия из кости — кочедыки, ложки, копоушки, гребни, пряслица с геометрическим орнаментом.

Население культуры говорило на диалектах, промежуточных между праудмуртским и пракоми языками

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Атаманов же появление Арского княжества возводит к 11 веку (интересно что это и время жизни последнего общего предка бесермян,удмуртов и потомков каринских князей).

Аватар пользователя skygrad

У меня ясно написано "пришли из Сибири с гуннами в 4 веке". Род Дуло придумали не ДТ. 

11-12 век время расцвета Саксина - прикаспийской столицы половцев, которыми мог править как раз булгарский князь-эмир Бачман ветви Дуло.  В 13 веке его потомки вошли в структуру власти Орды. В конце 13-го остатки булгар собрались в Приказанье, а в 15 -ом нашли убежище на Чепце. Бесермены - это потомки булгар-мусульман. Ныне растворились в татарах, удмуртах и русских.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Бачмана (одного из предков каринцев по родословной) считают половецким ханом, про него есть в исторических источниках информация.

Некоторые исследователи, опираясь на неясную датировку этих событий в Джами ат-таварих Рашид ад-Дина, относят военные действия монголов против Бачмана к 1237 году, ко времени до вторжения монгольской армии на Русь. Но персидский историк Джувейни помещает рассказ о Бачмане отдельно от повествований о покорении Волжской Булгарии и Руси, поэтому вероятнее отнести выступление Бачмана к 1238—1239 годам, когда происходило подавление монголо-татарами восстаний мордвы и кипчаков[2].

Против Бачмана были направлены лучшие монгольские силы — тумены Субэдэя и Мункэ. Согласно Джувейни[3], монголы настигли Бачмана на одном из волжских островов, устроив облаву силами в 200 судов, на каждом из которых было по сто воинов монгольских сил. Половецкое войско было уничтожено, а Бачман схвачен и приведён к Мункэ, которого, согласно летописям, стал просить убить его собственноручно[3]. Мункэ-хан не стал этого делать, а его родной брат Бучек казнил пленника, разрубив его на две части

Аватар пользователя skygrad

На Самарской луке (это почти остров) было последнее убежище Бачмана, тут был городок булгар, отсюда он делал партизанские вылазки на монголов в Поволжье. Князья почти всегда имеют иное этнич. происхождение от основной массы народа им подчиненного, это почти закон природы)). Вот последние Романовы были практически германского происхождения из дома правителей нескольких стран Европы. Так и с булгарами. 

Аватар пользователя skygrad

Что касается Иднакара и Чепецкой АК вообще. С 9 века регион заселяли выходцы с Вятки (еманаевцы-именьковцы). Их верхнее сословие - известные по северным и восточным источникам торговые русы-биармы (Артан?), они же народ вису смешенного этнического происхождения (европеоиды с некоторой монголоидной примесью от местных финно-угров). Их поселения на Чепце носят характер торгово-ремесленных факторий, заметного присутствия властных структур не обнаружено (замки, курганные могильники с оружием). К каринскому населению 15 века  отношение маловероятно, так как Чепецкие городища запустели к началу 14 века, что, вероятно, связано с политическими переменами на Волге, - погром Булгарии в 13 веке и вследствие этого разрыв торговых связей. Биармы по сообщению саги бежали от татар на север и получили убежище на севере Норвегии, с которой торговали и хорошо знали тамошнюю ситуацию.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Из википедии

Этническое и языковое происхождение савиров спорны. Существуют следующие гипотезы (в алфавитном порядке):

Самоназвание «савиры» известно из византийских источников, а в форме «савары» из персидских и арабских источников. Об этом народе упоминают все крупные византийские и персидские историки VI века.

Считается, что савиры пришли в Западную Сибирь из Центральной Азии вместе с хуннами[18][22].

Сувары в Сибири

Зона первоначального обитания сувар находилась в Западной Сибири между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда сибирских татар[23][24]. В 1992 году Д. М. Исхаков записал в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) легенду об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр»

Аватар пользователя skygrad
В сер. VII в. в Прикасписких степях возник Хазарский каганат, во главе которого стояла династия Ашина. Вероятно, хазары были пришельцами, возглавившие и усилившие местные племена акациров (одного из племен гуннов). Иордан: "акациры тот народ, который мы теперь называем хазарами". Царь хазар Иосиф называет савир и барсил родственными хазарам и живущими на западном побережье Каспийского моря. Масуди называет савир восточными хазарами. Савиры или сувары позже известны как одно из племен Волжской Булгарии. Хазары разгромили Великую Болгарию Причерноморья, часть болгар ушла на Дунай, часть на Волгу, оставшиеся кочевали в лесостепной зоне между славянами и хазарскими владениями. Вероятно уже тогда, в 670-680 годах савиры поселились на южной окраине страны именьковцев и попытались их подчинить. Через 20 лет народилось поколение от смешенных браков и заметная часть молодых мужчин ушла на запад. Так на Днепре появились северы-северяне (женщины у них были местные славянки), а потомки именьковцев стали савирами-булгарами. Часть потомков именьковцев осталась на правом берегу Волги под своим самоназванием Буртас. Возможно, от славянского Варта - излучина реки (Самарская лука, начальное их местожительство на Волге с 3 века). Бежавших от булгар именьковцев в ДТ называют мурдасы (вятичи окские). Некоторые арабы упоминают Буртас как первоначальное имя страны Волжских булгар.
  - это из моих разысканий.
Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Ещё раз повторю . ни один нормальный Историк не признаёт Джагфар Тарихы. «Джагфар Тарихы» («История Джагфара») — фальсифицированный[1][2][3] или вымышленный[4] исторический источник, введённый в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Историки оценивают свод как современную подделку. Имя изготовителя неизвестно.

Аватар пользователя skygrad

Вопрос о достоверности ДТ здесь недавно обсуждался. Я использую его в качестве иллюстраций-дополнений к основному материалу. Доверять словам других лиц, кто бы они ни были, нельзя. Все могут ошибаться или что-то замалчивать, имея личную заинтересованность.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Субклад N1a2b2-Y3195 характерен для коми, удмуртов и в меньшей степени — для татар и марийцев.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Субклад N1a2b2-Y3195 характерен для коми, удмуртов и в меньшей степени — для татар и марийцев.

Археолог подверг сомнению теорию о влиянии древних германцев на Волго-Вятский регион

В преддверии 650-летия Кирова интерес вызывает не только история города, но и то, какие народы жили в долине реки Вятки задолго до заселения этих мест русскими. Про людей, оставивших свои следы примерно за 1000 лет до основания Кирова, корреспонденту "РГ" рассказал специалист по той дописьменной эпохе Дмитрий Бугров из Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан.

В Кировском краеведческом музее сейчас работает выставка, посвященная археологии Вятского края. Большое внимание привлекли мечи из Суворовского могильника, принадлежавшего к азелинской культуре. Могли ли подобные вещи создаваться в нашем регионе или это импорт?

Дмитрий Бугров: Я не знаю, исследовали ли непосредственно оружие из Суворовского могильника, но несколько мечей из нижнекамских могильников азелинской культуры III-IV веков нашей эры точно анализировали. Результат показывает: по крайней мере часть из них сделана из тигельной стали. А это не местное производство.

Тигельную сталь выплавляли в Иране, возможно, в Индии. Теоретически подобное оружие могло поступать и из Рима. Но и в Риме, и в связанных с ним культурах Центральной и Северной Европы мечи имеют иную конструкцию, в первую очередь другую систему крепежа рукояти. Там она нанизывается на черенок клинка и фиксируется его расклепанным концом. А у найденных на Вятке мечей очень длинная (30-35 см) рукоять надевается на довольно широкий черенок и закрепляется поперечной заклепкой. Такие мечи исследователи прямо определяют как "азиатский тип", и это точно не Рим.

От кого в таком случае могло поступать оружие подобного класса? От Вятки и Камы до Персии неблизко. Есть мнение о влиянии на наш регион готов - германского племени, которое было одним из наиболее сильных в Восточно-Европейской степи.

Дмитрий Бугров: Они действительно господствовали, но главным образом в лесостепной зоне, а в степи - только примерно между Днепром и Дунаем.

ообще что касается готов в Поволжье - это большая проблема. В свое время питерские коллеги неосторожно подбросили идею об их прямом присутствии на северо-востоке Европы, и у нас до сих пор носятся с ней. Рассказывают о военном походе Германариха на север чуть ли не до Урала, так и сяк примеряют на восточноевропейскую карту список покоренных им "северных народов" из "Гетики" Иордана (написанной, кстати, два века спустя после Германариха), конструируют странные этнические химеры, вроде "гото-славян", "гото-алан".

На деле предметов черняховской культуры, которую соотносят с готами, в Поволжье единицы. И происходят они совсем не с азелинских памятников. К тому же в черняховских захоронениях практически нет оружия в отличие от могильников азелинской или соседней с ней мазунинской культуры.

Так что готы у нас практически не наследили. Но признать, что их воображаемое присутствие в Поволжье - ошибка, никто не хочет.
То есть то, что считается у нас готским следом - это достижение пиар-службы Германариха. Но кто были соседи жителей нижней Вятки на рубеже античности и средних веков?

Дмитрий Бугров: Ближайшие соседи азелинцев - родственное им население упомянутой мазунинской культуры, занимавшее Удмуртское Прикамье и часть нижнего течения реки Белой. Их территории соприкасались где-то в верховьях Валы.

Южнее, в степной полосе и на юге лесостепи от Самары до Уфы, проходила северная граница расселения поздних сармат. Считается, что к концу III века позднесарматская культура в Волго-Уральском регионе исчезает и сохраняется в IV веке только на Нижнем Дону и в Волго-Донском междуречье. Но отдельные могильники позднесарматского типа известны в IV веке и на Волге (в Ульяновской области), и на Каме, и на Белой. То есть какие-то группы сармат продолжали кочевать в этом регионе вплоть до гуннского нашествия в 370-х годах. Кстати, большая часть Суворовского могильника - как раз период, предшествующий ему.

По-видимому, через сарматов и поступали к азелинцам высококачественные клинки. Часть их могла приходить и через мазунинцев - в их могильниках найдены мечи в "базовой сарматской комплектации" - с характерными навершиями рукоятей из халцедона. А азелинцы такие халцедоновые диски использовали почти исключительно для украшения женских поясов и ожерелий.

Между азелинцами и сарматами вклинивается территория оседлого лесостепного населения. Вот его происхождение действительно связано с западом, с культурами так называемого позднезарубинецкого круга. Наиболее заметная из них - киевская культура, на основе которой позже на территории Украины и западнее формируются ранние славяне. Но во времена, о которых мы говорим, это еще даже не протославяне, а нечто еще не разделившееся балто-славянское. Памятники этого типа в Поволжье достаточно многочисленны. Их рассматривают как крайний восточный вариант киевской культуры. Вот как раз на некоторых из этих памятников и встречаются застежки-фибулы, сопоставимые с черняховскими.

Есть ли у ученых понимание, какой народ или народы оставили нам столько загадок на территории Кировской области и соседних регионов?

Дмитрий Бугров: Безусловно. Это были финно-угры (предки современных марийцев и удмуртов. - Прим. ред.). Связанный с ними шлейф культур фиксируется начиная с IX века до н. э., когда на территории от Урала до Ветлуги и от Коми до Башкирии формируется ананьинская культурно-историческая область (объединение нескольких сходных по облику и традиции, но, по-видимому, отличающихся происхождением культур). Азелино - более поздний период, самый финал и самая западная (для рассматриваемого периода) периферия постананьинского мира. И как на всяком фронтире, тут более всего заметны влияния ближних и дальних соседей.

Непосредственно азелинская культура сформировалась в результате перемещения в Волго-Вятское междуречье носителей пьяноборской культуры, существовавшей на рубеже нашей эры в низовьях реки Белой и на прилегающем участке Камы. В этом процессе могло участвовать и какое-то постананьинское население Вятского бассейна, дожившее до первых веков н. э., но достоверно отследить его культуру пока не удается. Основные элементы азелинской культуры складываются на Вятке примерно во II веке нашей эры именно на базе пьяноборских традиций. Это заметно прежде всего по характерному женскому костюму, основные компоненты которого на удивление стабильно воспроизводились на протяжении следующих пяти веков: наборные пояса с застежками-"эполетами", нагрудники, головные уборы и височные украшения.

Наличие на Вятке в IV веке дорогостоящего оружия может говорить о серьезном социальном расслоении?

Дмитрий Бугров: То, что меч из тигельной стали стоит дорого, понятно всем. Другой вопрос, кто был владельцем меча и как к нему попало это оружие.

Говорить на основании находок, что у нас было какое-то протогосударство, князья, дружины и так далее - как минимум неосторожно. Сравним наши "княжеские" (как иногда их определяют) погребения с княжескими погребениями европейского Барбарикума, зоны контакта варваров с Римом: там масса импортной посуды, предметы из драгоценных металлов и камней... Самые богатые наши комплексы на их фоне выглядят просто бледно.

В нашем регионе в догуннскую эпоху было достаточно эгалитарное общество (общество с равными социальными и гражданскими правами всех его членов. - Прим. ред.). Да, выделяются люди, которые были связаны с военными действиями. Но неясно, можно ли их считать профессиональными воинами.

Разве оружие в могиле - не верный признак воинского захоронения?

Дмитрий Бугров: Не всегда. Кроме вещей важны и другие характеристики, прежде всего антропологические. К сожалению, большинство костных останков в азелинских погребениях - практически труха. Поэтому невозможно выявить следы, характерные для воинов (раны, травмы). Кто же были эти люди с оружием? Профессиональные воины? Старейшины, для которых дорогое оружие - статусный предмет? Простой мужик, которого занесло в наемники "за три моря" и оттуда он вернулся с импортным мечом и шлемом?

Все это только догадки. Пока мы можем говорить лишь о том, что это была достаточно оригинальная, сложная культура, в которой предстоит еще кропотливо разбираться. И это гораздо интереснее, чем рассказывать сказку про Германариха.

Аватар пользователя skygrad

Тут в словах историка ясно виден тренд на современную переориентацию с запада на восток)) Кое-что он умолчал - именьковцев (выходцы из черняховской АК, славяно-гото-сарматы). Следы проживания некого "рыцарского" или военно-торгового сословия на нижней Вятке и Каме (причем в протяжении многих веков) имеются. Они наблюдаются в Ананьинский, Азелинский, Именьковский периоды, и далее Еманаевский с переходом в Чепецкую АК. Некоторые историки связывают данное сословие с Рогами или Ругами и даже ранними Волжскими Русами. Так как они жили среди местного финно-угорского населения, то что-то перенимали от него, что-то от них переходило в окружающую культуру. Князей не было, возможно, династия пресеклась во время войны с пришлыми гуннами и уграми. В саге об Инглингах говорится, что Асы, пришедшие с востока из страны Туркленд, в устье реки Ванов обосновались в Асгарде и долго воевали с местным населением, пока не замирились и совместно пошли далее на запад. После войн в Европе некто Один-Вотан (сын вождя Асов) вернулся в Асгард (где жили два его брата), забрал с собой жрецов ванов и ушел на северо-запад, где он и его потомки (включая ванов) основали княжения в Скандинавии и Германии. На мой взгляд, тут про Вятку, - есть археология и даже местное предание о Подчуршинских богатырях.  

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Про знать Волжской Булгарии.
Несколько иным краниокомплексом характеризуется серия черепов из Билярского IV некрополя. По краниометрическим параметрам они выглядят более монголоидными, чем «рядовое» население средневекового Биляра (Фаттахов, 1979). При этом следует отметить их некоторое морфологическое своеобразие, которое выражалось в сочетании монголоидных (широкое и высокое, несколько уплощенное лицо) и европеоидных признаков (высокий свод и сильное выступание носовых костей). Данный, несколько своеобразный морфотип характерен для некоторых групп средневековых кочевников степей Евразии (например, для половцев Нижнего Поволжья). С учетом того, что некрополь является местом погребения болгарской знати, не удивителен их монголоидный облик, который генетически, вероятно, связан со степными древнетюркскими племенами. Сохранение «аристократических» монголоидных черт в окружении европеоидного населения указывает, видимо, на их ограниченный (преднамеренно) круг брачных связей, чтобы не растерять черты древних предков и право по крови на власть. Одним из проявлений такой связи является наличие на черепе молодого мужчины (погребение № 20«а») слабовыраженных следов искусственной деформации головы лобно-затылочного типа. Традиция искусственного изменения головы широко бытовала у степного населения позднесарматского круга, а после событий Великого переселения народов она отмечается у многих раннесредневековых кочевых групп различного происхождения, в том числе и у ранних болгар (Герасимова, 1956).

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries/original/...

 

Из книги- Генофонд татар

 

Очевидно, что это был большой знатный род еще со времен домонгольской Волжской Болгарии, кочевавший на пространствах Южного Урала и Закамья. Впоследствии был интегрирован в элиту Джучиева улуса, а после его распада перешел на службу к Великим московским князьям.
 

Страницы